–овно 10 лет назад, 14 сент€бр€ 2008 года, в ѕерми «Ѕоинг-737» компании «јэрофлот-Ќорд» разбилс€ при повторном заходе на посадку, погибли 88 человек. Ќаши коллеги с 59.ru разыскали семьи пилотов и стюардесс, которых эта трагеди€ в один миг лишила отцов, мужей, дочерей и сыновей. –ассказываем три очень личные и полные боли истории.

«—ын пошЄл по стопам отца»

∆ена второго пилота рейса «Ѕоинга-737» –иана јллабердина 14 сент€бр€ приехала в ѕермь из ”фы на пам€тные меропри€ти€. ¬ столицу ѕрикамь€ первые п€ть лет после трагедии она прилетала ежегодно. ¬ этом году јллабердины собрались здесь практически всей семьЄй. ќни поддерживают отношени€ с близкими других погибших. » до сих пор не вер€т в официальную версию причины авиакатастрофы. ” мужа –ианы –устама јллабердина — опытного пилота — общий налЄт был более дев€ти тыс€ч часов.

¬торой пилот того рейса –устам јллабердин

— ¬ основном следствие просто списало всЄ на «человеческий фактор»: на недостаточную подготовку членов экипажа, неспособность командира воздушного судна правильно определить направление крена, отсутствие пространственной ориентировки, — рассказала 59.ru –иана. — √оворили ещЄ о наличии алкогол€ в крови у командира судна. ¬ообще, нас недостаточно информировали и не дали прослушать бортовые самописцы.

∆енщина не верит в версию о том, что командир –одион ћедведев был нетрезв, так как перед полЄтом провер€ют весь экипаж.

— ¬сегда проще свалить вину на погибших, но нужно учитывать и неисправности самолета. Ѕыло два дефекта, один из них — неоднократное отключение автомата т€ги в полЄте, на что посто€нно жаловались экипажи этого судна, — вспоминает –иана. — ¬ ту ночь диспетчер отправл€л самолЄт на три разворота перед посадкой, что говорит о внештатной ситуации на борту и неисправности лайнера.

”тро 14 сент€бр€ 2008 года. Ќа место крушени€ самолЄта приехали власти

–устам хотел стать пилотом с первого класса, вспоминает –иана. ќн целенаправленно шЄл к своей цели, с юношества занималс€ парашютным спортом, поступил в Ѕугурусланское лЄтное училище, закончил ”фимский государственный авиационный технический университет. ћного лет отрабатывал налЄт часов на небольших самолЄтах, освоил английский дл€ повышени€ квалификации, переучивалс€ управл€ть «Ѕоингом» в ћоскве, стажировалс€ в √ермании.

— ≈го сын пошел по стопам отца, сейчас он учитс€ в ”ль€новском институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Ѕугаева на авиадиспетчера, — рассказывает –иана. — Ќа самолЄтах мы летаем, несмотр€ на перенесЄнное горе. ƒумаю, самолЄт — всЄ же самое безопасное средство передвижени€. Ѕольше всего летает у мен€ дочка, она много путешествует. ≈щЄ хотелось бы добавить, что дет€м неправильно начислили пенсию от ‘онда социального страховани€ в јрхангельске, где –устам был застрахован от несчастных случаев. —умма немаленька€, мы подавали в суд, но безуспешно. “акже под расписку у нас изъ€ли книжку пилота, сказали, что вернут через мес€ц, но так мы еЄ и не видели.

«ћо€ ќл€ была форс-мажорной девчонкой»

¬асилий  учма о своей ќленьке, котора€ была стюардессой на трагическом рейсе, говорит с гордостью. ќпора и надежда родителей. ≈й было 25 лет.

¬ 2008 году ќльге  учме было 25 лет

— ¬ этом году мы не сможем приехать в ѕермь. —ейчас живЄм в  остомукше в  арелии. ѕриезжали на п€тилетие со дн€ катастрофы, в 2013-м. —упруга звонила родным стюардессы яковлевой. ќбщались с семьЄй ещЄ одного пассажира «Ѕоинга», — рассказывает ¬асилий  учма. —  огда приезжаю в ѕермь на то место, мне т€жело, очень много воспоминаний.

¬асилий  учма о причинах трагедии говорит категорично — это не «человеческий фактор».

— ¬ерсий было много. ћы сами там были и видели место, куда упал самолЄт. ћы не согласны с официальной версией, — подчЄркивает ¬асилий  учма. — „то там на борту творилось, на самом деле никто не знает.  ак так — летели-летели и упали? ¬ самом первом репортаже сразу после крушени€ директор компании «јэрофлот-Ќорд» сказал правду, больше такой версии € не слышал нигде. ≈му задали вопрос о причинах: был теракт или не было теракта? ќн пожал плечами и сказал: «¬ы сами понимаете, воронки от удара нет, ничего нет». ƒаже не осталось фрагментов кресел… ќ чем это говорит? “ам сто€л завод. я считаю, это похоже на захват самолЄта. «Ѕоинг» направл€лс€ на завод. ѕочему они сразу не сели? якобы пилот был пь€н… —овсем офонарели люди, чтобы пить в полЄте и не посадить самолет. ∆елезна€ дорога осталась цела€, никаких повреждений от «удара». ѕочему? Ќа пути упали лишь обломки. ¬се столбы и все провода целы. ≈сли бы самолет упал, он бы собрал все эти столбы в кучу. ”пали просто осколки. ≈сть видеозапись камеры с дев€тиэтажки, на которой видно сначала вспышку. ќ чем это говорит? —амолЄт не упал, ему помогли упасть.

ќбломки самолета были раскиданы по железной дороге, но сами пути не пострадали

ѕо словам ¬асили€  учмы, семьи погибших неоднократно обжаловали выводы авиационной комиссии. Ѕыло возобновлено расследование. Ќо в марте 2014 года его закрыли — «в св€зи со смертью виновного лица — командира воздушного судна –одиона ћедведева, обвин€емого по части 3 статьи 263 ”  –‘ "Ќарушение правил безопасности движени€ и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц"»

— ѕотом всЄ стихло. » вот звучат официальные выводы — «виноваты пилоты», «они запутались в пространстве». ¬от на этом и остановились, — продолжает мужчина. — я был на месте падени€. я сам водитель, всю жизнь проработал с техникой. ѕредставьте, если даже игрушку выбросить с самолЄта, образуетс€ воронка. —амолет весит 65 тонн. ј от его «падени€» ни малейшей €мки. Ќичего. ƒаже не было сгоревшей травы... ƒа, € до сих пор летаю на самолЄтах. «наете, нет смысла бо€тьс€. ќни падали и падать будут... „то ещЄ об этом говорить.

ќльга  учма родилась в  остомукше. ¬ ѕетербурге закончила курсы стюардесс, но остатьс€ там не захотела. ”ехала работать в компании-«дочке» «јэрофлота» в Ўереметьево в ћоскве.

— ќл€ сначала в ѕетербурге училась в университете мировой культуры. ќна всерьЄз занималась восточными танцами, — вспоминает отец. — ќна у мен€ была девчонка форс-мажорна€. Ќичего не бо€лась. » с парашютом прыгала. Ѕыл однажды разговор. ќл€ сказала: «” мен€ дл€ вас сюрприз». ћы не сразу узнали, что она курсы бортпроводниц окончила. —начала она работала секретарЄм на заводе. ј тут вдруг нам такое выдала. Ќе хотела работать в этой балтийской целлюлозе.  ак € отреагировал? «апретишь — будет винить, что не дали сделать свой выбор. я никогда дет€м ничего не запрещал. Ќи сыну, ни дочке.

—тюардессой ќл€ проработала всего семь мес€цев.

— ¬ышла из отпуска, съездила в Ѕолгарию, и первый рейс выпал на «Ѕоинге-737», — вспоминает ¬асилий  учма. — ќн и стал последним. ѕеред этим рейсом мы с ней договорились по телефону, что один из еЄ следующих рейсов будет в јнапу, и € тоже туда прилечу. «Ќу вот и хорошо, — ответил €. — “ам встретимс€. ≈щЄ успеем искупатьс€ в сент€бре. Ѕархатный сезон». ¬от и встретились... ќна у мен€ была хулиганка, боева€, как поЄтс€ в песне «я вот така€ девчонка и больше никакой другой не хочу быть». ќна ничего не бо€лась. ƒобивалась всего сама. ’одила в турпоходы с детства. ћы на рыбалку бо€лись ходить в морозы, а она — на лыжи и вперЄд по тайге. ѕотер€ть родного человека не дай Ѕог. ¬рем€ не лечит. Ѕоль не утихает.

«ƒочь полетела вместо другой стюардессы, котора€ заболела»

јнтонина Ќорицына из јрхангельска прилетела в ѕермь этой ночью. ≈Є дочь “амара была стюардессой на рейсе «Ѕоинга-737».

ћама “амары рассказывает: девушка была заводной, открытой, еЄ очень любили

— ѕриезжаем не каждый год. ѕоследний раз были п€ть лет назад, — начинает рассказ јнтонина Ќорицына. — ¬ этом году € об€зательно решила съездить. ” мен€ онкологи€...  огда мы прилетели в ѕермь в первый раз — это было в 2008 году, € общалась с женщиной с ”краины. ≈Є муж тоже погиб в том рейсе. ” неЄ в высших инстанци€х родственники сообщили, что это был теракт. ј разглас€т это лет через п€тьдес€т. » этой информации € верю. Ќикак не мог лЄтный состав быть пь€ным. ¬озможно, были неисправности в самолЄте. » эта верси€ тоже гораздо правдоподобнее.

ѕо словам женщины, св€зь с некоторыми семь€ми погибших она поддерживает.

— Ёти годы € общаюсь с женой второго пилота –устама јллабердина. «наю, что у командира, пилота –одиона ћедведева жена, она сама стюардесса, незадолго до этого рейса родила. ћы с ней виделись всего один раз, — рассказала јнтонина. — Ќа п€тилетии € была в ѕерми, общалась с родственниками пассажиров. Ёта встреча была очень теплой. Ёто было человеческое отношение. —ам мемориал в виде 88 каменных колонн мне нравитс€, сделали достойно. ≈ще одна стела стоит на —еверном кладбище. “ам капсула, в которой лежит горсть земли с места трагедии.

“акой стихийный мемориал по€вилс€ на месте трагедии через несколько дней

“амара Ќорицына работала стюардессой меньше двух лет. ќна только закончила экономический факультет, параллельно выучилась на бортпроводника в јрхангельске.

— я всю жизнь работала в аэропорту на складе по перевозкам, дочки ко мне приходили, — вспоминает јнтонина. — ѕотом стали там подрабатывать. ј “амара даже самолЄты пошла мыть, лишь бы быть ближе к авиации. ќна очень хотела летать, говорила об этом много раз. ¬ институте и школе “амара у мен€ была заводилой, очень еЄ любили. ќткрытый человек. ћо€ младша€ дочь сейчас тоже работает в аэропорту — начальником смен.

ѕосле курсов стюардесс “амара поехала на повышение квалификации в √ерманию. “ам успешно прошла стажировку. –аботала на тренажЄрах.

— 11 сент€бр€ она проводила мен€. я уезжала в отпуск на юг. ј она должна была на другой день уехать в ћоскву в командировку на неделю, — вспоминает женщина. — Ќо напарница заболела, и дочку поставили на этот рейс. — этой стюардессой мы не общаемс€. Ќа прощании, отпевании, говор€т, была и плакала. ¬инила себ€. 

ѕо этой «взлЄтной полосе» идут сегодн€ родственники погибших к часовне р€дом с местом падени€ самолета